vkontakte

Проблемы маркетплейсов и их решение

24 ноября 2021 г.

cancel_ico.svg

За время пандемии заказы онлайн стали привычной частью жизни розничных и оптовых покупателей. Большинство из них отдают предпочтение маркетплейсам: по данным компании BoTree Technologies, еще в 2019 году число тех, кто хотя бы раз совершал покупку на такой площадке, достигло 93%.

Маркетплейсы удобны и для поставщиков, которые находят здесь множество клиентов без значительных вложений в их привлечение, без необходимости разработки и продвижения собственной e-commerce площадки. Маркетплейс решает большинство проблем бизнеса и мог бы стать идеальной платформой для управления продажами, — но способен ли он преодолеть те вызовы, с которыми сталкивается сам?

как справиться с проблемами маркетплейсов

Актуальные проблемы маркетплейсов в 2022 году

Есть несколько проблем маркетплейсов, с которыми их владельцы столкнутся в 2022 году. Хорошая новость в том, что большинство из них можно преодолеть, а приобретенный опыт будет залогом стабильности компании и обеспечит ей преимущество на рынке. Однако в поисках оптимального решения с каждой из этих проблем маркетплейсов придется поработать отдельно.

Желание клиентов сотрудничать офлайн

Несмотря на карантинные ограничения и массовый переход на продажи онлайн, многие группы товаров клиенты все еще предпочитают выбирать «вживую». Конечно, это больше касается сферы b2c, однако и в b2b-сегменте остаются компании, которые даже в 2022 захотят придерживаться традиционных схем работы вопреки очевидным преимуществам онлайн-покупок и тенденциям рынка. Существует несколько возможностей решить эту проблему маркетплейсов и убедить клиента совершить покупку даже той продукции, которую сложно реализовать онлайн:

  • качественные фото товаров с максимально точным соответствием цветов и оттенков, что особенно важно для таких позиций, как одежда или отделочные материалы;
  • обзоры и рекомендации по применению, демонстрирующие свойства продукта и особенности его использования, что будет принято во внимание при выборе, например, нового типа сырья или стройматериалов;
  • подробное описание каждого изделия по нескольким параметрам, с точными размерами и характеристиками;
  • рекомендация сопутствующих товаров и аксессуаров, подходящих к выбранной модели;
  • продакт-матчинг, быстрый подбор аналогов отсутствующей позиции по заданным критериям;
  • гарантия возврата неподходящей покупки или потраченных денег.

Эти факторы обеспечат клиенту дополнительную уверенность в товаре и торговой площадке и мотивируют к заключению сделки.

Критическая ошибка в выборе платформы маркетплейса

Значимая проблема маркетплейса — правильный выбор платформы для него. Нанимая команду для создания комплексного eCommerce-проекта масштаба маркетплейса, многие заказчики недооценивают сложность работы и склоняются к выбору более бюджетных и максимально простых платформ. Например, — WordPress, который больше подходит для разработки несложных b2c интернет-магазинов. Многие заказчики уверены, что eCommerce-плагины WordPress позволят запустить ультрабюджетный маркетплейс, однако в 2022 году, как и ранее, эта идея останется ошибочной. Несмотря на возможности плагинов, платформа WordPress не способна реализовать такие необходимые функции маркетплейса, как многопользовательское управление, сложные системы наценки, персонализацию, стабильную интеграцию со сторонними сервисами (биллинг и прочее).

Можно выбрать и другую, достаточно приемлемую для запуска опцию — модульное SaaS-решение, доступное на условиях подписки. Одно из них — разработка на базе платформы электронной коммерции AGORA. Она обеспечит маркетплейсу стабильность работы, простое управление мультивендорным проектом, широкую персонализацию интерфейса и контента, поддержку многоуровневых систем скидок, контроль синхронизации данных с , ERP, CRM, SAP, ЭДО.

Важное преимущество SaaS состоит в том, что эта разработка будет ускоренной. Сначала можно запустить минимально жизнеспособный продукт e-commerce (MVP), который можно дорабатывать на любом этапе реализации проекта — например, в то время, когда проект уже выйдет на окупаемость. Помимо SaaS существует и реализация такого решения по модели On-Premise.

Растущая зависимость от разработчиков

Сопутствующая проблема маркетплейса при ошибке в выборе платформы — растущая зависимость от команды разработки. Чем проще была версия MVP и чем меньше функций было предусмотрено изначально, тем сложнее и дороже будет наращивать функциональные возможности площадки. В отдельных случаях приходится разрабатывать новый проект с нуля.

Однако опытная команда с готовой платформой для создания маркетплейса уже на старте предусмотрит регулярные обновления и доработки, позаботится об онбординге и техподдержке. Кроме того, международный вендор AGORA также предлагает возможность подключать новые функциональные возможности по мере необходимости, надстраивая маркетплейс как конструктор. А после тестирования бизнес-идеи проект можно приобрести на сервер в случае успешного результата либо отказаться от нее и реализовать другую бизнес-гипотезу (без потери огромных бюджетов и времени, как это было бы при кастомной разработке проекта с нуля).

Фокус только на одной из сторон процесса продаж

Согласно прогнозам, одной из главных проблем маркетплейсов в ближайшее время будет стремление заинтересовать только одну из сторон процесса продаж. Очевидно, что без широкого ассортимента и выгодного предложения от продавцов невозможно привлечь много покупателей. Но и без большой клиентской аудитории продавцы не будут заинтересованы в работе на маркетплейсе, особенно при наличии внушительной комиссии площадки. Владельцы маркетплейсов, которые будут слишком сосредоточены на привлечении лишь одной стороны сделки, рискуют проиграть везде.

Решение этой проблемы маркетплейсов заключается в равномерном распределении внимания и создании привлекательных условий как для продавцов, так и для покупателей. Разработка программ лояльности для всех участников обеспечит маркетплейсу стабильный интерес со стороны обеих аудиторий.

Плохой пользовательский опыт

Другой серьезной проблемой маркетплейсов будет неспособность создать комфортные условия работы с площадкой: продуманный интерфейс, эффективный поиск и фильтр товаров, функциональный личный кабинет пользователя. Именно неудобство сайта приведет к появлению множества брошенных корзин и отказов от покупки, одновременно с низким Customer Retention Rate (показателем удержания клиентов).

какие ошибки вызывают проблемы маркетплейсов

Внедрение такие инструментов, как настраиваемый персонализированный интерфейс, самообучающийся поиск по наименованиям, артикулам, описаниям и характеристикам товаров, личный кабинет для управления всеми продажами или заказами вместе с оплатой и доставкой, автоматический продакт-матчинг — это решение указанной проблемы маркетплейсов, которое предлагает команда AGORA.

Попытка сэкономить на продвижении

Какой бы удобной и продуманной ни была площадка, ни поставщики, ни покупатели не появятся здесь, если владелец маркетплейса не сфокусируется на его продвижении. SEO, SMM, качественный контент, репутация бренда — важные составляющие успеха. К сожалению, часто заказчики проекта пренебрегают этими факторами. Они склоняются к мысли, что хороший товар в рекламе не нуждается, и рассчитывают на сарафанное радио со стороны лояльных клиентов. Тем не менее, чтобы завоевать рынок в 2022 году, компании придется целенаправленно работать над стратегией продвижения своей площадки: презентовать преимущества своей бизнес-идеи маркетплейса, позиционировать себя как эксперта в выбранном сегменте, наращивать контакты с потенциальными партнерами и клиентами, предлагать привлекательные условия сотрудничества.

Среди прочих важных проблем маркетплейсов, предусмотреть которые важно еще до запуска торговой площадки, можно выделить следующие:

  • Обычно поставщики создают и загружают на платформу внушительные объемы товарного контента. Это вызывает две проблемы маркетплейса: процесс занимает слишком много времени, и при этом, как результат влияния человеческого фактора, могут возникать ошибки. Например, карточки товаров могут дублироваться. Оптимальным решением здесь является встроенный механизм удаления дубликатов, а также возможность быстрого импорта данных через специальную шину. Возможность ускорить и автоматизировать процесс доставки контента и обновления информации о товарах позволит избежать проблемы возникновения out-of-stock позиций (товаров, которые по факту уже отсутствуют на складе поставщика, но информация о стоимости, наличии и доступном для заказа количестве не изменяется и остается не актуальной на витрине маркетплейса).
  • Далеко не каждый поставщик сразу готов к старту работы на маркетплейсе. Он может банально не знать, что делать, как вести обработку заказов и в целом продавать на площадке. В итоге подобная ситуация может привести к множественным клиентским отказам. Избежать этого поможет диджитализация бизнес-процессов на маркетплейсе, с продуманным и автоматизированным циклом обработки онлайн-заказов. Также полезными окажутся предварительный онбординг (адаптация) поставщика и наличие всей необходимой справочной информации по работе с маркетплейсом.
  • Непродуманный процесс сплитирования оплат не позволяет дифференцировать комиссию для продавцов. Встроенный механизм сплитирования платежей — именно тот функционал, который остро необходим для каждого современного маркетплейса. Добавление подобной опции возможно при разработке продуктов на базе платформы AGORA.
  • Отсутствие мобильной платформы уменьшает потенциальное количество клиентов. Это неоспоримый факт, подкрепленный статистикой: согласно прогнозам Statista, уже к началу 2022 года почти 73% всех покупок в мире будут производиться именно через мобильные устройства. Поэтому, когда вы заказываете создание маркетплейса, сразу подумайте о мобильном приложении для площадки.

Заключение

Таким образом, актуальные в ближайшем будущем проблемы маркетплейсов в большинстве случаев будут решены благодаря выбору качественной платформы для реализации проекта «под ключ», должному вниманию к стратегии продвижения площадки, привлечению клиентов и партнеров. Ключевыми факторами успеха маркетплейса будут профессиональная команда разработчиков, внедрение лучших практик рынка, современные технологии React, Python, ElasticSearch, low-code разработка для создания стабильной и легкой системы, а также положительный опыт сотен заказчиков, использующих эту платформу для запуска аналогичных проектов.

как избежать проблем с маркетплейсом

Все эти преимущества в разработке маркетплейса доступны с платформой AGORA для быстрого запуска таких e-commerce решений.

Согласие на обработку персональных данных

< Предыдущая статья

Стратегия продаж B2B: как торговая площадка помогает ее улучшить

4 ноября 2021 г.

Следующая статья >

Лучшие практики для персонализации электронной коммерции B2B

6 декабря 2021 г.

Поделиться в социальных сетях: