24 ноября 2021 г.
За время пандемии заказы онлайн стали привычной частью жизни розничных и оптовых покупателей. Большинство из них отдают предпочтение маркетплейсам: по данным компании BoTree Technologies, еще в 2019 году число тех, кто хотя бы раз совершал покупку на такой площадке, достигло 93%.
Маркетплейсы удобны и для поставщиков, которые находят здесь множество клиентов без значительных вложений в их привлечение, без необходимости разработки и продвижения собственной e-commerce площадки. Маркетплейс решает большинство проблем бизнеса и мог бы стать идеальной платформой для управления продажами, — но способен ли он преодолеть те вызовы, с которыми сталкивается сам?
Содержание
➩Актуальные проблемы маркетплейсов в 2022 году
➩Желание клиентов сотрудничать офлайн
➩Критическая ошибка в выборе платформы маркетплейса
➩Растущая зависимость от разработчиков
➩Фокус только на одной из сторон процесса продаж
➩Попытка сэкономить на продвижении
Есть несколько проблем маркетплейсов, с которыми их владельцы столкнутся в 2022 году. Хорошая новость в том, что большинство из них можно преодолеть, а приобретенный опыт будет залогом стабильности компании и обеспечит ей преимущество на рынке. Однако в поисках оптимального решения с каждой из этих проблем маркетплейсов придется поработать отдельно.
Несмотря на карантинные ограничения и массовый переход на продажи онлайн, многие группы товаров клиенты все еще предпочитают выбирать «вживую». Конечно, это больше касается сферы b2c, однако и в b2b-сегменте остаются компании, которые даже в 2022 захотят придерживаться традиционных схем работы вопреки очевидным преимуществам онлайн-покупок и тенденциям рынка. Существует несколько возможностей решить эту проблему маркетплейсов и убедить клиента совершить покупку даже той продукции, которую сложно реализовать онлайн:
Эти факторы обеспечат клиенту дополнительную уверенность в товаре и торговой площадке и мотивируют к заключению сделки.
Значимая проблема маркетплейса — правильный выбор платформы для него. Нанимая команду для создания комплексного eCommerce-проекта масштаба маркетплейса, многие заказчики недооценивают сложность работы и склоняются к выбору более бюджетных и максимально простых платформ. Например, — WordPress, который больше подходит для разработки несложных b2c интернет-магазинов. Многие заказчики уверены, что eCommerce-плагины WordPress позволят запустить ультрабюджетный маркетплейс, однако в 2022 году, как и ранее, эта идея останется ошибочной. Несмотря на возможности плагинов, платформа WordPress не способна реализовать такие необходимые функции маркетплейса, как многопользовательское управление, сложные системы наценки, персонализацию, стабильную интеграцию со сторонними сервисами (биллинг и прочее).
Можно выбрать и другую, достаточно приемлемую для запуска опцию — модульное SaaS-решение, доступное на условиях подписки. Одно из них — разработка на базе платформы электронной коммерции AGORA. Она обеспечит маркетплейсу стабильность работы, простое управление мультивендорным проектом, широкую персонализацию интерфейса и контента, поддержку многоуровневых систем скидок, контроль синхронизации данных с 1С, ERP, CRM, SAP, ЭДО.
Важное преимущество SaaS состоит в том, что эта разработка будет ускоренной. Сначала можно запустить минимально жизнеспособный продукт e-commerce (MVP), который можно дорабатывать на любом этапе реализации проекта — например, в то время, когда проект уже выйдет на окупаемость. Помимо SaaS существует и реализация такого решения по модели On-Premise.
Сопутствующая проблема маркетплейса при ошибке в выборе платформы — растущая зависимость от команды разработки. Чем проще была версия MVP и чем меньше функций было предусмотрено изначально, тем сложнее и дороже будет наращивать функциональные возможности площадки. В отдельных случаях приходится разрабатывать новый проект с нуля.
Однако опытная команда с готовой платформой для создания маркетплейса уже на старте предусмотрит регулярные обновления и доработки, позаботится об онбординге и техподдержке. Кроме того, международный вендор AGORA также предлагает возможность подключать новые функциональные возможности по мере необходимости, надстраивая маркетплейс как конструктор. А после тестирования бизнес-идеи проект можно приобрести на сервер в случае успешного результата либо отказаться от нее и реализовать другую бизнес-гипотезу (без потери огромных бюджетов и времени, как это было бы при кастомной разработке проекта с нуля).
Согласно прогнозам, одной из главных проблем маркетплейсов в ближайшее время будет стремление заинтересовать только одну из сторон процесса продаж. Очевидно, что без широкого ассортимента и выгодного предложения от продавцов невозможно привлечь много покупателей. Но и без большой клиентской аудитории продавцы не будут заинтересованы в работе на маркетплейсе, особенно при наличии внушительной комиссии площадки. Владельцы маркетплейсов, которые будут слишком сосредоточены на привлечении лишь одной стороны сделки, рискуют проиграть везде.
Решение этой проблемы маркетплейсов заключается в равномерном распределении внимания и создании привлекательных условий как для продавцов, так и для покупателей. Разработка программ лояльности для всех участников обеспечит маркетплейсу стабильный интерес со стороны обеих аудиторий.
Другой серьезной проблемой маркетплейсов будет неспособность создать комфортные условия работы с площадкой: продуманный интерфейс, эффективный поиск и фильтр товаров, функциональный личный кабинет пользователя. Именно неудобство сайта приведет к появлению множества брошенных корзин и отказов от покупки, одновременно с низким Customer Retention Rate (показателем удержания клиентов).
Внедрение такие инструментов, как настраиваемый персонализированный интерфейс, самообучающийся поиск по наименованиям, артикулам, описаниям и характеристикам товаров, личный кабинет для управления всеми продажами или заказами вместе с оплатой и доставкой, автоматический продакт-матчинг — это решение указанной проблемы маркетплейсов, которое предлагает команда AGORA.
Какой бы удобной и продуманной ни была площадка, ни поставщики, ни покупатели не появятся здесь, если владелец маркетплейса не сфокусируется на его продвижении. SEO, SMM, качественный контент, репутация бренда — важные составляющие успеха. К сожалению, часто заказчики проекта пренебрегают этими факторами. Они склоняются к мысли, что хороший товар в рекламе не нуждается, и рассчитывают на сарафанное радио со стороны лояльных клиентов. Тем не менее, чтобы завоевать рынок в 2022 году, компании придется целенаправленно работать над стратегией продвижения своей площадки: презентовать преимущества своей бизнес-идеи маркетплейса, позиционировать себя как эксперта в выбранном сегменте, наращивать контакты с потенциальными партнерами и клиентами, предлагать привлекательные условия сотрудничества.
Среди прочих важных проблем маркетплейсов, предусмотреть которые важно еще до запуска торговой площадки, можно выделить следующие:
Таким образом, актуальные в ближайшем будущем проблемы маркетплейсов в большинстве случаев будут решены благодаря выбору качественной платформы для реализации проекта «под ключ», должному вниманию к стратегии продвижения площадки, привлечению клиентов и партнеров. Ключевыми факторами успеха маркетплейса будут профессиональная команда разработчиков, внедрение лучших практик рынка, современные технологии React, Python, ElasticSearch, low-code разработка для создания стабильной и легкой системы, а также положительный опыт сотен заказчиков, использующих эту платформу для запуска аналогичных проектов.
Все эти преимущества в разработке маркетплейса доступны с платформой AGORA для быстрого запуска таких e-commerce решений.
Понравилась статья?
Подпишитесь на бесплатную рассылку новостей!