8 февраля 2021 г.
Еще совсем недавно, обсуждая будущее клиентского опыта и сферы B2B в целом, мы не могли даже предугадать всю серьезность ожидающих нас изменений. А в 2021 год большинство компаний вошли либо в абсолютно новом формате, либо со значительной трансформацией. Предприятиям пришлось ускоренно изменить бизнес-модель, чтобы выжить и адаптироваться под новые «правила игры».
В прошлом году огромный поток покупателей B2B был вынужден перейти на цифровые технологии, обеспечивающие бесперебойную возможность оформления дистанционных заказов. И, согласно исследованию McKinsey, более 89% респондентов ожидают, что в 2021 и последующих годах такая модель покупательского поведения в оптовой сфере торговли сохранится и даже усилится. Подстроившись под потребности покупателей-оптовиков, B2B компаниям пришлось экстренно переводить традиционное взаимодействие на специализированные сайты. Однако многие из директоров столкнулись с неожиданностью — на создание сложных сайтов цена кардинально отличается от прайса на «обычный» Интернет-магазин или онлайн-каталог. Из чего складывается такой бюджет? Давайте разбираться.
Содержание
➩Сколько стоит разработка сложных сайтов
➩Создание сложных сайтов для B2B: выбор разработчика
➩Цена зависит не только от внешних факторов
➩Создание сложных сайтов: цена
Каждый этап реализации проекта влияет на итоговую цену. Сколько стоит создание сложного сайта? На самом деле ответ не может быть однозначным из-за особенностей подобного продукта. Как и у B2B сферы в целом, здесь есть масса сложностей и своя специфика.
Все начинается с выбора:
На данном этапе часто совершается ключевая ошибка — доверить разработку и внедрение сложного проекта «не тому» подрядчику. Мы не будем рассматривать вариант с фрилансером или очень дешевыми предложениями, поскольку они точно не актуальны для создания сложных B2B онлайн-решений.
Поэтому выделим 3 основных варианта:
Конечно же, необходимо учитывать не только внешние, но и внутренние затраты. Многие проекты закрываются еще до старта основной разработки или остаются недоработанными, поскольку внутри компании-заказчика нет ответственного человека. Никто не имеет именно личную заинтересованность. И некому добиваться целей внутри компании, «играть на ее стороне». Это может привести к росту затрат, незапланированным дополнительным расходам, срывам сроков и другим неприятным последствиям, которые только увеличивают ценник итоговой разработки и внедрения решения.
К примеру, у подрядчика есть мотивация сделать проект, получить деньги и добавить к себе очередного клиента в портфолио. Сторонний разработчик имеет свои цели, а предприятие-заказчик должно в первую очередь думать об итоговом результате для своего бизнеса.
Многие руководители не понимают, что внутри компании у ответственного человека тоже должна быть мотивация, KPI на время внедрения этого онлайн-решения.
Соответственно, чтобы избежать лишних затрат:
1. Нужно выделить ответственного. Неважно, какая у вас компания — мелкая, средняя или крупная. В мелком бизнесе это может делать собственник по возможности загрузки. В среднем бизнесе выборка из возможных ответственных и замотивированных уже шире: работники IT-отдела или маркетологи. В крупном — целые отделы с локальными руководителями.
Но, как правило, бывает так: на сотрудника «вешается» контроль над внедрением нового онлайн-решения. Чем это может быть для него без мотивации? Верно, дополнительными сложностями и потерей времени, стрессом. К тому же, негативом от начальства, если ничего не продвигается. В лучшем случае сроки будут срываться, а мотивированность будет в районе нуля. В худшем — такой сотрудник попросту уволится из компании, так как недополучит поощрения за повышенный уровень загрузки. Либо ускоренно начнет искать дешевую рабочую силу «со стороны», чтобы хотя бы минимально закрыть цель по быстрому запуску. Как итог: бюджеты на внедрение сложного сайта раздуваются еще больше.
Поэтому просто необходимо закладывать в расчет стоимости дополнительное поощрение ответственного сотрудника — с четкой мотивацией и KPI и с внятными показателями. И в итоге эти дополнительные затраты превратятся для компании в львиную экономию.
2. Найти специализированного подрядчика — в идеале с солидной экспертизой и достаточной квалификацией. Например, команда AGORA помогает не только с разработкой самого решения, но и с его внедрением, онбордингом (обучением пользователей), технической поддержкой. В итоге именно такой комплексный подход оптимизирует цену на создание сложных сайтов — всегда выгоднее заказать у вендора с полным сопровождением и сопутствующими услугами. А не искать отдельно целые команды специалистов по разным направлениям.
3. Разобраться, подходит ли типовой продукт подрядчика для решения задач компании. Так как иногда могут понадобиться существенные доработки, которые увеличивают первоначальный бюджет. Чтобы определить заранее такие зоны финансовых довливаний, нужно самостоятельно либо с вендором прописать юзер-кейсы: различные варианты эксплуатации готового продукта. Так сказать, смоделировать будущие опции, которые могут понадобиться пользователям системы. И, исходя из этого, строить дальнейшие этапы бюджетирования и техническое задание на разработку сложного B2B сайта.
Совет эксперта AGORA: в документах необходимо выделить основные необходимые процессы, задействовать диаграммы и аналитическую информацию. В идеале — проработать полноценное техническое задание. Однако с ТЗ следует быть осторожнее, чтобы не сделать его слишком объемным и усложненным. Подобную документацию внутри компании никто не будет читать целиком. А значит, процесс согласования усложнится и замедлится, или неясно описанные требования будут неверно истолкованы разработчиком. Чтобы получить на выходе именно тот продукт, который необходим, для начала правильнее будет описать простейшие функции и краткие пользовательские сценарии. Это позволит сэкономить бюджет еще до старта. И правильно оценить общую картину — сколько стоит создание сложного сайта B2B. А также согласовать основной функционал с подразделениями внутри компании. Послушать мнение компании-разработчика об оптимизации заявленных решений или о наличии «подводных камней».
Обычно уже после прописывания ключевых бизнес-требований выясняется, что правильнее выбрать подрядчика с уже готовым решением, чем делать разработку с нуля. И на базе этого готового решения сразу сделать моделирование либо дополнение нужными опциями. Неплохой вариант сэкономить бюджет и получить максимально эффективный продукт. И для этого достаточно правильно подойти к процессу планирования и бизнес-моделирования.
4. Важный этап — моделирование. Так называемый стартовый этап проекта, когда покупается либо базовая версия продукта, либо заказывается недорогая подписка по методу SaaS (англ. сокр. «программное обеспечение как услуга»). Например, B2B платформа AGORA тоже предусматривает такой современный и выгодный для заказчика вариант.
В итоге бизнес-требования компании-клиента накладываются на эту готовую систему «из коробки». И в кратчайшие сроки — от 1-2 недель до 1-2 месяцев — прототип доводится до состояния MVP (минимально жизнеспособного продукта). Таким оптовым сайтом уже можно полноценно пользоваться, но в рамках типового решения. А если необходимо создание более сложных сайтов, цена будет выше соизмеримо с внедрением новых модулей, интерфейсов или интеграций. Команда AGORA может помочь и с этими задачами, а также с дальнейшим внедрением, адаптацией пользователей и с технической поддержкой.
Этап моделирования сверх важен, поскольку он позволяет заказчику быстро получить базовую версию системы. Понять, устраивает ли его этот проект, можно ли его дальше развивать, необходимы ли дополнения. Отсюда корректируется и выделяемый на разработку бюджет.
5. Процесс доработки — если после использования базовой версии продукта компания-заказчик приходит к выводу, что необходимо внедрить в B2B сайт какие-либо новые опции или расширить текущий функционал. Этот этап может длиться по-разному, в зависимости от запрашиваемых доработок, а также величины и уровня сложности онлайн-проекта. В среднем, от месяца до года. Стоимость, соответственно, тоже разнится.
6. Увеличение количества пользователей системы — следующий этап, который может повлиять на стоимость разработки сложных сайтов. Данных становится больше, может потребоваться масштабирование проекта. Чтобы оптимизировать те или иные участки продукта, связанные с пропускной способностью, нужно учитывать возможный сверхбюджет. Сюда же относится и отдельный бюджет на тестирование системы на способность выдерживать реальные повышенные нагрузки. В среднем, это 30% от стоимости проекта, или приблизительно 100-300 тыс. рублей. К примеру, тест будет стоить около 1 млн. рублей. А внедрение процесса автоматизированного тестирования ( юнитесты и автотесты) на тот же самый проект может стоить 300 тыс. рублей. Затратно, но оправданно. Процедура тестирования просто необходима для серьезных проектов, которые характеризуются высокой частотой доставки обновлений или повышенной операционной загрузкой. Иногда необходимо этот пункт также добавить в бюджет.
Необходимые затраты, косвенно связанные с разработкой и внедрением:
Будем ориентироваться по прайс-листу AGORA, который отличается максимальной доступностью и адаптирован под нужды современного B2B бизнеса. Разработка сложных сайтов, а точнее базовая подписка на стартовое коробочное решение — от 15 тыс. рублей. Однако стоит понимать: что чем сложнее продукт, и чем больше в него необходимо внедрить бизнес-опций (возможно до 200 бизнес-модулей), тем выше стоимость.
Итоговая цена на создание сложных сайтов всегда обсуждается в отдельном порядке, исходя из особенностей конкретной B2B компании. В то время как индивидуальные требования по разработке и эксклюзивный дизайн могут поднять цену до нескольких сотен или даже миллионов рублей. Но в любом случае вариант с коробочным решением по saas-подписке будет в 2-3 раза выгоднее, чем разработка собственного b2b-сайта с нуля.
Не стоит забывать про внедрение: стоимость таких работ — от 25 тыс. рублей за MVP (базовую версию сайта). В свою очередь, техническая поддержка обходится в среднем от 45 тыс. рублей за три месяца.
Причем, эти расценки относятся к одним из самых выгодных на рынке. Если сравнить с другими специализированными B2B вендорами, то создание сложных сайтов по методу «продукт из коробки» у многих из них стартует от 70-100 тыс. рублей только за подписку. У некоторых — вплоть до 1-10 млн. рублей. При этом большинство других разработчиков не оказывают никаких специализированных услуг по внедрению, онбордингу, технической поддержке. В то время как в AGORA можно получить разработку сложного оптового сайта в комплексе и по приемлемым расценкам. И с гарантией высокого качества:
Понравилась статья?
Подпишитесь на бесплатную рассылку новостей!