Эксперты AGORA рассказывали об основных трендах e-commerce в 2023 году. Из-за изменения потребительского поведения под влиянием социально-экономических факторов формируется еще один тренд: развитие C2C модели продаж.
Благодаря исследованиям Data Insight можно проследить, как потребитель увеличивает количество используемых онлайн-каналов для совершения покупок. Если в 2021-2022 гг. основным каналом были маркетплейсы (74% на ноябрь 2022 г.) и сайты, то в 2023 г. они продолжат свое развитие, но список каналов пополнится активным ростом торговли на C2C площадках, в мессенджерах и соцсетях. Последние активно используются в C2C продажах, т.к. по данным портала Global Digital Insights, количество пользователей соцсетей в 2022 г. составляло 72,7% от общей численности населения России.
Подробности об этой модели продаж и ее пользе для бизнеса – в гайде от экспертов AGORA.
Содержание
➩Что такое C2C: виды и ключевые характеристики
➩Рост актуальности C2C модели в 2023 году и влияние на электронную коммерцию
➩Как C2C влияет на развитие электронной коммерции
➩Преимущества и недостатки C2C
C2C модель продаж (в пер. consumer to consumer – «от потребителя к потребителю») – интернет-торговля между частными лицами, когда одно физическое лицо продает товар или услугу другому физическому лицу, чаще всего при участии посредника в виде торговой онлайн-площадки («Авито», «Юла», Etsy, eBay, Taobao и др.). Примерами C2C платформ могут быть не только привычные нам универсальные классифайды (доски объявлений), но и другие бизнес-модели C2C.
Каждая модель может ориентироваться как на более узкую целевую аудиторию, так и широкую с международным уровнем онлайн-покупок, работать с конкретной категорией товаров и услуг, либо быть универсальной.
Однако для всех C2C моделей характерны особенности:
C2C торговля стала развиваться благодаря электронной коммерции и стала частью экосистемы e-commerce. Саму по себе эту модель сложно назвать бизнес-сегментом, потребители привыкли ассоциировать ее с б/у товарами, изделиями ручного труда, антиквариатом. Однако C2C не стоит на месте. Яркий пример – российский классифайд «Авито» прошел путь от доски объявлений до высокотехнологичной IT-компании. В2С и B2B компании могут использовать такой канал для дополнительной реализации своей продукции и услуг, рекламы, привлечения дополнительного трафика.
Как и другие бизнес-модели в электронной коммерции, C2C рынок начал свой рост во время пандемии, хоть и не такими быстрыми темпами, как, например, B2C. По прогнозам McKinsey, ежегодный прирост на 35% в сегменте C2C продолжится вплоть до 2025 года, особенно среди пользователей до 25 лет.
Но не только пандемия оказалась драйвером роста C2C. Потребитель тотально «перекочевывает» из офлайна в онлайн и стремится увеличить количество используемых онлайн-каналов. Оказывают влияние и тренды на экологичность, устойчивость, осознанное потребление. А также экономические и геополитические факторы, из-за которых увеличились миграции, произошло перераспределение ценностей, стимулируют еще большее развитие и модификацию C2C модели продаж, новые схемы монетизации. Например, новаторская схема – торговая площадка берет оплату за свои услуги не с продавцов, а с покупателей. Соответственно, это привлекает большее количество селлеров, создает широкий ассортимент и больший трафик. Или другой вариант – взимать процент за совершенные транзакции через платформу и дополнительные услуги. Такие как:
Селлеры и покупатели на C2C платформах ценят тот же сервис и инструменты, как и в маркетплейсах, интернет-магазинах, но не каждая площадка может предложить такие возможности. Именно в этом направлении эксперты видят перспективы развития ниши C2C и привлечения потенциальных инвесторов.
Решения на базе платформы AGORA с легкостью справляются с такой задачей. Огромный опыт в разработке отраслевых B2B, B2C, C2C маркетплейсов поможет компании объединить и диджитализировать продажи на единой площадке и качественно управлять товарами даже при миллионных SKU. HighLoad каталог, персонализация для каждого пользователя, простая управляемость контентом, интеграция с логистическими системами, безопасность передачи данных и важное для C2C бизнеса мобильное приложение e-commerce позволит избежать главных минусов этой модели.
Уникальность товара или его отсутствие в онлайн-магазинах (по причине ухода бренда с российского рынка), небольшой дефицит в отдельных категориях или рост цен на аналогичные новые товары повышают спрос на вторичный рынок (часто на нем может продаваться и абсолютно новый товар). Развитие логистических компаний, увеличения количества ПВЗ и курьерской доставки, на которые в 2022 г. приходилось 22% заказов, влияют на расширение ареала C2C продаж. По этим причинам эксперты в сфере логистики прогнозирую в 2023 г. рост доставок б/у товаров, услуг «от человека к человеку» (p2p) и необходимость адаптации логистических инфраструктур и сервисов под C2C-задачи.
И конечно, площадки C2C, соцсети и мессенджеры с высокой посещаемостью – дополнительная маркетинговая возможность. При тотальной цифровизации и омниканальности нельзя упускать еще один способ для популяризации бренда, общения с клиентами, формирования лояльности и дополнительного источника аналитических данных.
C2C – это модель взаимодействия между физическими лицами, и хотя появилась она довольно давно благодаря ремесленным ярмаркам и гаражным распродажам, C2C считается молодой отраслью в электронной коммерции со своими плюсами и минусами.
При этом у C2C модели есть несколько уязвимых мест.
Несмотря на недостатки, приоритетной целью C2C бизнеса является создание тесных коммуникаций среди пользователей и охват большой аудитории. И C2C маркетплейсы прекрасно справляются с задачей.
На базе платформы AGORA разрабатываются маркетплейсы для разных сегментов бизнеса: B2C, B2B, C2C, D2C, B2G. С помощью высокотехнологичных инструментов, low-code разработки, грамотного планирования и профессиональной команды AGORA внедряет маркетплейсы и сложные enterprise проекты в кратчайшие сроки.
Хотите создать собственную платформу, соответствующую индивидуальным потребностям бизнеса? Оставляйте заявку и мы с вами свяжемся.
Оставьте заявку, и наши менеджеры вам помогут
Поле не заполнено
Некорректный email
Некорректный телефон
Некорректный product
Оставьте заявку, и наши менеджеры вам помогут
Поле не заполнено
Некорректный email
Некорректный телефон
Некорректный product
Поле не заполнено
Некорректный email
Некорректный телефон
Некорректный product
Поле не заполнено
Некорректный email
Некорректный телефон
Некорректный product