button-top-arrow
8 495 128 99 39
email help@agora.ru
Тренды электронной коммерции в 2023

22 ноября 2022 г.

11 мин 9940

22 ноября 2022 г.

Тренды электронной коммерции в 2023

Более простой период после пандемии, на который надеялся бизнес, увы, не настал. Ситуация рисует большие перемены, как в геополитическом плане, так и в цепочках поставок, нарушении логистики, инфляции и т.д. Знание трендов развития e-commerce в 2023 году поможет обеспечить преимущества бизнесу в нестабильное время, когда реагировать на изменения необходимо максимально оперативно.

Благодаря аналитике существующих тенденций компании могут формировать бизнес-стратегию на предстоящий период, лучше понимать потребности покупателей, особенности поведения, как будет развиваться рынок в будущем, какие новые идеи и перспективы электронной коммерции приведут к созданию инновационных продуктов и услуг.

Как будет выглядеть e-commerce 2023: цифры говорят сами за себя

В I квартале 2022 года была зафиксирована замедленная динамика по количеству онлайн-заказов по понятным причинам. Однако по предварительным прогнозам экспертов нет существенного ухудшения. Переток покупателей и покупок из офлайна в онлайн достаточно мощный, чтобы рынок e-commerce сохранял положительную динамику в развитии, какой бы ни была ситуация.

За время пандемии возникли факторы, которые продолжат влиять на рынок и прогнозы его развития в течение нескольких лет, до 2024 года. Конечно, самое большое влияние на e-commerce оказал резкий скачок online торговли и изменение потребительских привычек при COVID-19. За 2019-2022 годы приток цифровых покупателей по всему миру составил около 1 миллиарда, по данным Statista.

По данным Data Insight, объем рынка e-commerce к 2023 году составит 5,2 трлн руб, а к 2024 – уже 7,2 трлн. И это даже несмотря на «шторм на рынке». Понимая перспективы развития, предприниматели стремятся быстрее выйти в онлайн рынок, в кратчайшие сроки развивать собственные онлайн-площадки и решения в условиях санкций. Такая ситуация стимулирует увеличение роста конкуренции в e-commerce в 2023 году, причем уже в новых условиях. Например, спрос у потребителей будет формироваться иначе, чем в 2020-2021 гг.

Объем рынка e-commerce 2023-2024

Драйверы развития e-commerce в России

Какие новые факторы оказывают влияние на развитие рынка, продукты электронной коммерции и экономику компаний?

  • Нестабильность ассортимента и цен, нарушение логистических цепочек уже сказываются на любом бизнесе. Но больше всего, конечно, на офлайн-ритейле, который итак переживает снижение трафика, закрытие части магазинов, увеличение затрат на поддержание полного ассортимента после пандемии.
  • Поиск эффективных точек роста компаний, в которые необходимо вкладывать время и деньги. Например, вывод на рынок азиатских брендов или создание новых взамен ушедших игроков. Для этих целей маркетплейсы – очевидный путь выхода на конечных покупателей.
  • Развитие внутреннего или интегрированного производства в России и, конечно, совмещение его с онлайн-ритейлом. Из-за геополитической ситуации ухудшились транспортные потоки в стране и за ее пределами – необходимо строить новые производственно-сбытовые цепочки.
  • Параллельный импорт, кроссбордерная торговля – новые возможности для бизнеса в условиях быстро меняющихся условий.

Эксперты e-commerce уверены, компаниям нужно повышение экономической эффективности за счет новых продуктов, сокращения расходов и выхода на новые рынки, каналы продаж и точки сбыта. А это потребует новых технологических решений и разработок.

Главные тренды E-commerce 2023 года

Массовый уход с российского рынка иностранных компаний перераспределил потоки потребительства и позиции игроков на рынке. Например, это наглядно отобразится в рейтинге топ-100 Data Insight за 2022 год. Получая такие возможности и используя имеющиеся тренды, компании могут оптимизировать бизнес-процессы, выстроить эффективную стратегию и выжить в условиях конкуренции.

Тенденции рынка в e-commerce:

  1. деградация офлайна;
  2. разработка и внедрение собственных маркетплейсов и создание отраслевых маркетплейсов;
  3. проведение закупок малого объема по модели маркетплейса;
  4. on-premise коробочные решения и современные технологии электронной коммерции;
  5. e-commerce площадки = полноценный маркетинговый инструмент;
  6. персонализация и искусственный интеллект на площадках для продаж и закупок.

1. Закат офлайна или шанс еще есть

По данным Российского Совета Торговых Центров, в I квартале 2022 года посещаемость офлайн-магазинов снизилась на 4,5 млн человек. Online-покупки обгоняют традиционный ритейл во всем мире. Однако, офлайн-магазины совсем не исчезнут. Они нужны покупателям для получения эмоций, тактильности и впечатлений.

Справедливо сказать, офлайн ритейл также развивается, стремится предоставлять заботливый сервис, расширяет ассортимент, предоставляет самообслуживание, персонализированные предложения, карты лояльности, становится центром услуг на одной площадке, но все-таки сравнивать и выбирать товары удобнее в онлайн. И конечно, предоставить огромный выбор товаров, как на маркетплейсах, офлайн не может. Поэтому логичнее, чтобы офлайн бизнес подхватил тренд на омниканальность, увидел новые возможности и обязательно присутствовал онлайн, чтобы выдержать конкуренцию и устоять на рынке.

Онлайн покупки обгоняют традиционный ритейл

2. Разработка и внедрение собственных маркетплейсов и создание отраслевых маркетплейсов

Прогнозируется, что мировые онлайн-продажи достигнут 22% от всех розничных продаж в 2023 году (в 2019 году эта цифра составляла 14,1%, по данным Statista). Отечественный бизнес поддерживает мировые тенденции и старается перенять лучший западный опыт. Аналитики ecommerce прогнозируют, что к 2024 году универсальные маркетплейсы будут занимать 54% рынка, но темпы роста их доли на рынке замедлятся. Это может быть вызвано ужесточением конкуренции среди продавцов на маркетплейсах, ростом комиссий, увеличением стоимости, сроков доставки и условиями возвратов. Также универсальные маркетплейсы в основном фокусируются на продвижении товаров и категорий, а не брендов. Поэтому разработка и внедрение собственных маркетплейсов – самый главный тренд, влияющий на общее развитие e-commerce рынка и прибыльность компаний.

Собственные E-commerce маркетплейсы имеют неоспоримые преимущества:

  • в первую очередь они привлекают покупателей ценами без лишних наценок;
  • повышают доверие покупателей и поставщиков;
  • имеют большой функционал, оптимизирующий рабочие процессы: продакт-матчинг, внутренняя и более точная аналитики для прогнозирования производства и цепочек поставок;
  • дополнительные возможности заработка: можно получать комиссию с продаж сторонних поставщиков, которые выставляют свой ассортимент на вашем маркетплейсе. Предлагать услуги по выводу в топ, рекламировать поставщика, выдавать кредиты на площадке и т. п.

Вероятно, в ближайшие годы в каждом бизнес-сегменте ведущим игроком станет именно маркетплейс.

Нишевые B2B маркетплейсы также набирают обороты. По прогнозам Gartner, к 2023 году 15% средних и крупных e-commerce компаний развернут собственные маркетплейсы, более 70% торговых площадок будут обслуживать b2b-клиентов. Отраслевые маркетплейсы лучше продают продукт и предоставляют широкий выбор в своем сегменте. Электронная коммерция B2B имеет преимущество – отсутствие личного взаимодействия с поставщиками. 48% ритейлеров отмечают его как основное. Маркетплейс выступает гарантом, а компании приобретают товары по выгодным ценам у понравившихся поставщиков.

Бороться за долю рынка с «большой четверкой» (Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, AliExpress) уже крайне сложно, но вот для специализированных и оптовых маркетплейсов самое подходящее время.

Собственный или отраслевой маркетплейс

3. Закупки малого объема по модели маркетплейса – перспективное направление

По данным компании RAEX Аналитика, в 2022 году объемы малых закупок выросли на 15,6%, а доля малых закупок в общем объеме закупок удвоилась. На актуальность также влияют смягчающие поправки в законодательстве. Но проводить малые закупки на стандартных общедоступных ЭТП – долго и дорого. Поэтому сейчас увеличен спрос на современные онлайн-системы закупочных процедур, особенно в B2B сфере. Решить задачи закупок малого объема поможет КИМ (корпоративный интернет-магазин, по сути, тот же маркетплейс, но специально для закупок). На нем можно подбирать поставщиков под заявку, а также внедрить практически весь спектр необходимых процедур для закупок малого объема. Так, например, компания AGORA разработала КИМ для ВТБ «Бизнес-коннект», а также эффективный электронный магазин закупок малого объема для Алроса и других крупных компаний.

Либо возможно сразу просматривать предложения на КИМ, учитывая прайсы, условия без размещения заявки. Система автоматически предложит поставщиков в зависимости от регламента сделки.

Преимущества КИМ:

  • нет долгого процесса проверки и аккредитации поставщиков, можно сформировать собственный список доверенных поставщиков с балльной системой оценки;
  • каждая компания сама выбирает для себя уровень автоматизации на площадке;
  • подходит для больших корпораций;
  • проще создать собственный КИМ и кастомизировать процессы под свои потребности. Сначала ускоренно запустить электронный магазин по модели MVP, после чего можно дорабатывать и масштабировать его на любом этапе проекта.

Именно такие решения и разрабатывает наша компания. КИМ от AGORA сокращает затраты, автоматизирует рутинные задачи, увеличивает эффективность сотрудников и дает возможность получать выгодные предложения от поставщиков.

Корпоративный интернет-магазин на базе маркетплейса

4. On-premise решения и современные технологии электронной коммерции для повышения эффективности компаний

Уход крупных IT-вендоров c российского рынка подчеркнул уязвимость иностранных облачных решений – компании остались без своих подписок от зарубежного софта. Уровень неопределенности продолжает быть максимально высоким, в таких реалиях надежнее иметь On-premise решения – площадки работают на собственных мощностях компании и имеют доступ к исходному коду. С on-premise заказчики получают независимость от вендора и более широкие возможности по развитию функционала системы и адаптации под потребности бизнеса.

Если такой вариант не подходит заказчикам из-за недоступных мощностей или трудовых ресурсов, компания AGORA предоставляет и SaaS решения – наиболее быстрый вариант импортозамещения с минимальными затратами. Также AGORA имеет возможность Low-code разработки (конфигурирование решения без программирования). Low-code будет также актуален в 2023, потому что дает возможность быстро создавать прототипы. С помощью low-code компании смогут не просто сократить расходы, но и быстрее показывать бизнес-результаты.

Развитие технологий, например, регулярное улучшение качества съемки в каждой новой версии айфона, повышают требования к потребляемому контенту. Но управление контентом – это не только картинка, цена и описание товара или услуги. Это также десятки, сотни и тысячи единиц измерения, свойств и характеристик. Поэтому сейчас наблюдается большой спрос на PIM-решения для управления товарным контентом. PIM снижает издержки при управлении всей этой информацией, ускоряет обработку и доставку контента на различные каналы, соответственно, товары моментально попадают в продажу. В последнем обновлении платформы AGORA PIM модуль интегрирован с HighLoad-каталогом и доступен в коробочном решении по умолчанию. Кроме того, возможно заказать разработку отдельного PIM решения под потребности вашей организации.

PIM система на базе платформы AGORA

5. E-commerce площадки как полноценный маркетинговый инструмент

На рынке рекламы стало работать сложнее: большая часть привычных инструментов недоступны, и маркетплейсы становятся полноценными маркетинговыми каналами. Как это работает? Рынок ожидает приток азиатских или новообразованных российских брендов. Компаниям потребуется «прививать любовь» к новым брендам взамен тех, которые потребители использовали годами. Очевидно, для такой задачи будут использоваться маркетплейсы как основная точка сбыта.

  • На маркетплейсах есть возможность оценки конверсии продаж и аналитики по посещаемости пользователями, отчеты по актуальному ассортименту площадки.
  • Все чаще покупатели ищут товары не в поисковых системах, а прямо на маркетплейсах.
  • Медиавозможности маркетплейсов позволяют использовать этот маркетинговый канал не только компаниям, чьи товары представлены на маркетплейсе, но и внешним рекламодателям.

6. Персонализация и искусственный интеллект на площадках для продаж и закупок

Это становится возможным в онлайн-каталоге с самообучающимся умным поиском на базе OpenSearch. На основе прошлых заказов покупателей он выдает похожие предложения: чем больше площадка получает данных о покупателе, тем точнее эти рекомендации. На крупных площадках это выглядит как подбор поставщика, товарных позиций и аналогов под конкретный запрос и цели.

Также появляется развитие в сторону иммерсивной коммерции: дополненная (AR), виртуальная (VR) и расширенная (XR) реальности. Эксперты прогнозируют распространение AR-технологий в интернет-магазинах и маркетплейсах в ближайшие годы, появление виртуальных выставочных залов в e-commerce. Главный минус в том, что такие технологии доступны не всем компаниям, бизнесу придется использовать изобретательность, чтобы догонять тренды.

Персонализация онлайн-платформы – уже не новый, но по-прежнему не теряющий актуальности тренд. Удержать клиента и повысить лояльность на своей площадке помогают персонализированные условия и функционал.

Их использование актуально как для электронной, так и мобильной коммерции. Например, в m-commerce (мобильная коммерция) персонализация повышает качество обслуживания клиентов, используя такие инструменты, как: push, режим одного окна, доступность 24/7, «умный поиск» и персональный кабинет в любом гаджете.

Несмотря на временное снижение товарооборота в России, сложности в логистике, перераспределение расходов потребителей во всех сегментах бизнеса, электронная коммерция и тренды рынка не утратят свою актуальность. По окончании кризиса выиграют те компании, которые даже в сложное время уделяют внимание новым технологиям, ищут перспективные точки роста и формируют конкурентные преимущества. А какие тренды 2023 станут мейнстримом, увидим в ближайшее время.

Чтобы узнать больше о возможностях и решениях для вашего бизнеса от компании AGORA, свяжитесь с нашим менеджером.

Читайте также

agora-white-logo
Заполните форму либо позвоните по телефонам
8 (800) 200-53-20 , 8 (495) 128-99-39 или отправьте письмо на наш e-mail: info@agora.ru
Заполните форму либо позвоните по
телефонам 8 (800) 200-53-20,
8 (495) 128-99-39 или отправьте письмо на наш e-mail: info@agora.ru
agora-logo
Заполните форму либо позвоните по
телефонам 8 (800) 200-53-20,
8 (495) 128-99-39 или отправьте письмо на
наш e-mail: info@agora.ru