6 июня 2022 г.
Формат электронных малых закупок становится все популярнее за счет более простой закупочной процедуры. К началу 2022 года, по сравнению с прошлыми периодами, число закупок малого объема увеличилось на 37%, а объем — на 64% по оценкам экспертов и продолжает ежегодно расти.
Поскольку эта тема очень актуальна и востребована, в частности в сфере B2B, закупщики столкнулись с проблемой больших затрат, причем как финансовых, так трудовых и временных. Одним из способов оптимизации закупок могли стать крупные электронные торговые площадки, но бюрократия на этих ресурсах нередко пугала закупщиков. Когда спрос на автоматизацию и диджитализацию закупок стал набирать масштабные обороты, появилось несколько эффективных решений для данного направления. О двух наиболее популярных мы сегодня поговорим.
Содержание
➩В чем отличительная особенность малых закупок
➩Что такое электронный магазин
- Как работает электронный магазин
- Преимущества электронного магазина
➩Внедрение электронного магазина малых закупок и SRM в работу
Возникает вопрос, чем закупки малых объемов отличаются от любых других. Малые закупки регулируются законодательством. Существует определенная сумма, установленная законом, до которой могут совершаться закупки малых объемов. На сегодняшний день эта сумма составляет 20 млн. рублей согласно вступившей в силу 1 января 2022 года части 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. При этом приобретаться товар должен у одного единственного поставщика, которому в свою очередь должна быть гарантирована честная конкуренция — хотя бы 4 поставщика должны участвовать в торгах.
Закупочные процедуры частных компаний, а также корпораций с долей госучастия регламентируются 223-ФЗ. Для них наблюдаются не такие жесткие требования, как при закупках крупных объемов. Заказчик может обозначать список закупок малого объема, как считает нужным. Однако следует отметить, что при этом есть ограничения по сумме закупок. Согласно ч. 15 ст. 4 Закона 223-ФЗ, малой закупкой признается та, которая стоит не выше 100 тыс. руб., если годовая выручка компании не превышает 50 млрд. руб. В остальных случаях малые закупки совершаются на сумму, не превышающую 500 тыс. руб.
С 1 апреля 2021 года стало действовать Положение, которое допускает проведение малых закупок в электронной форме на сумму до 3 млн. рублей. Благодаря этому изменению поставщики и закупщики получили больше возможностей в процессе закупок:
Из этого следует, что спрос на этот тип онлайн закупочных процедур увеличится. Более того, корпоративные электронные торговые площадки, необходимые для закупочного процесса малых объемов, становятся еще более востребованы. И благодаря закупочным решениям, создаваемым на базе B2B платформы AGORA, внедрить их в свой бизнес можно максимально быстро.
Автоматизация закупок малого объема может осуществляться с помощью разработки отдельного SRM модуля или в совокупности с внедрением корпоративного электронного магазина. И то, и другое имеет свои особенности и преимущества. Далее разберем каждое из решений, чтобы вы могли определиться, какая разработка вам подойдет лучше.
Аббревиатура SRM с английского расшифровывается как Supplier Relationship Management — это система, которая обеспечивает полный цикл взаимодействия заказчика с поставщиками.
Идея создания принадлежит Питеру Краличу, консультанту McKinsey. Он придумал прототип современной SRM системы в далеком 1983 году.
Система упрощает взаимодействие с поставщиками, чем позволяет сэкономить сразу на трех видах ресурсов: трудовых, временных и финансовых.
Принцип работы системы представляет собой цикл из 4 шагов.
У SRM систем есть масса преимуществ, которые связаны во многом не только с автоматизацией ряда процессов, но и с оптимизацией работы компании в целом.
Наиболее эффективное построение системы диджитализации малых закупок на предприятии можно построить при взаимодействии собственной системы SRM с корпоративным электронным магазином (КИМ)
Электронный магазин закупок малого объема (или КИМ) — это электронная торговая площадка с упрощенной системой взаимодействия двух сторон-участников закупочного процесса. Онлайн магазин закупок малого объема на базе B2B платформы дает возможность автоматизировать большую часть процессов и сводит к минимуму ресурсные затраты обеих сторон. Документация, аналитика, статистика, доставка и многое другое — все это онлайн-система берет на себя. Используя ее, закупщик с одной стороны и поставщик с другой, совершают лишь небольшой алгоритм действий, за счет чего скорость работы увеличивается в разы. Электронные торги также являются частью работы системы — на основе сравнения площадка выбирает лучшего поставщика среди списка доверенных контрагентов.
С электронной площадкой малых закупок закупщикам работать намного проще и удобнее, чем со стандартной ЭТП. Причина кроется в огромном количестве бюрократических процессов, которыми обычно сопровождаются процедуры на крупных электронных торговых площадках. Чтобы совершить малоценные закупки, руководители компаний стремятся сделать это быстро и без лишней траты сил, а на электронных торговых площадках, как правило, есть много разных требований, которые необходимо соблюдать, включая необходимость предоставить определенные подтверждающие документы от заказчика. К тому же на таких ресурсах сложно найти именно тех поставщиков, которые успели себя зарекомендовать.
С целью избежать всех этих негативных нюансов компании-закупщики стали все чаще создавать собственные электронные магазины малых закупок.
Закупочная процедура на таких площадках предельно проста.
Электронный магазин малых закупок имеет массу преимуществ в сравнении со стандартными сторонними ЭТП, причем как для поставщика, так и для закупщика.
Компания AGORA занимается разработкой различных решений, в числе которых электронный магазин закупок малого объема и модуль SRM. Оба продукта достаточно быстро запускаются, могут дорабатываться под запросы заказчика и модифицируются в зависимости от его пожеланий. Есть возможность внедрения дополнительного функционала, необходимого для бизнеса. Обе системы обеспечивают автоматизацию процессов малых закупок и сводят к минимуму влияние человеческого фактора.
Важно оценивать правильность разработки систем:
AGORA предлагает создание закупочных и e-commerce систем на базе собственной платформы. Опыт компании позволяет создать оптимальное решение, добавляя необходимые опции в ходе разработки. Помимо непосредственной разработки решения у компании есть возможность обеспечения технической поддержки системы, а также онбординг пользователей — обучение работе с платформой.
Понравилась статья?
Подпишитесь на бесплатную рассылку новостей!