SRM-система для повышения эффективности закупок предприятия

22 января 2020 г.

Система SRM (англ. полн. Supplier Relationship Management System) представляет собой комплекс мер по управлению взаимоотношениями с поставщиками.

SRM — это очень значимый цикл для организаций. Он позволяет определить ключевые товарные группы поставок и создать поэтапную стратегию для грамотного контроля над этими категориями.

 

От истории к современным реалиям


Удивительно, решению SRM исполнилось уже более 35 лет! А оно до сих пор актуально для большинства предприятий, так или иначе связанных с закупочной деятельностью. Автор этой идеи — Питер Кралич, консультант McKinsey. Он даже не предполагал, насколько актуальным окажется его «детище» не только в 1983 году, но и в далеком 2020 году. 
 
Суть предложения Кралича заключалась в следующем:

 

  • Заказчикам необходимо всегда выбирать проактивную модель в вопросе управления закупками.

  • Следует изучить и понять влияние тех или иных товарных групп на риски и рентабельность компании.

  • На основе наиболее актуальных статистических данных необходимо разработать стратегии регулирования поставок, что позволит свести риски к минимуму и в то же время увеличить прибыльность. Это и есть система SRM в базовом ее понимании.

  • Стремиться к максимизации эффективности, анализируя любое решение и каждое взаимодействие с партнерами.

 
Годы идут, а потребности в плане поставок-снабжения остаются по-прежнему важными. Современные компании так же нуждаются в регулярном и оперативном материально-техническом снабжении. И система SRM помогает существенно упростить сотрудничество с поставщиками, организовать законченный и масштабируемый цикл снабжения. Одновременно удается уменьшить трудовые, временные и финансовые затраты.

Важно помнить, что SRM в корне отличается от сотрудничества с ключевыми партнерами (CRM). Многие до сих пор путают оба термина, часто заменяя один другим. Однако это два абсолютно разных направления. Даже несмотря на то, что их работа в рамках одной бизнес-среды иногда может пересекаться.
 
Четыре этапа, которые включает в себя SRM:

 

  1. Идентификация зон, требующих пристального внимания. Выявление потребностей организации. Сюда относится сбор заявок на определенные закупки от разных подразделений компании. Одновременно ведется контроль над тем, достаточно ли запасов в наличии. На основе полученной сводки формируется «карта» (общая стратегия) снабжения предприятия вместе с бюджетированием закупочной деятельности.

  2. Стратегическая сегментация поставщиков. Корпоративные заказчики всегда должны сопоставлять работу каждого конкретного поставщика с рисками и рентабельностью своей компании. Данный этап также включает в себя проведение аукционов, конкурсов и иных закупочных процедур.

  3. Формирование тактики взаимодействия с поставщиками. Причем, этот шаг можно также проводить при непосредственном участии контрагентов. Например, разрабатывать планы взаимовыгодной совместной работы и методов максимального удовлетворения потребностей организации.

  4. Реализация намеченной стратегии и повторение цикла для усовершенствования процессов. На этой стадии сверхважную роль играет анализ закупочного процесса, позволяющий выявить ранее не отмеченные проблемные области с последующим их усовершенствованием. 

 
Схематически все эти действия можно отобразить как непрерывный цикл:

система srm закупки

При этом стратегия взаимодействия системы SRM может включать в себя разработку гармоничного взаимодействия с непосредственным внедрением такой системы. После чего в обязательном порядке собираются отзывы поставщиков (фокус-группы) об удобстве и эффективности построенной схемы взаимодействия. Проводится сбор статистики и предложений об оптимизации с последующим анализом полученных данных. А также вносятся все необходимые корректировки, и обновленный цикл запускается снова. Таким образом удается получить наиболее актуальный фидбек, одновременно поддерживая непрерывную связь с поставщиками и создавая лучшие условия сотрудничества.

Подобные операции лучше всего проводить с применением средств автоматизации через SRM площадки, что позволяет сэкономить колоссальное количество времени и оперативно реагировать на любые изменения. Между тем, онлайн-система взаимодействия с ЭДО позволит теснее установить бизнес-связь с поставщиком.

Эра «устаревших» SRM подошла к концу. Сегодня крайне недостаточно возможностей таблиц Excel. Взаимодействия только через почту, встречи и звонки тоже далеко позади. На смену отжившим атрибутам пришла удобная система SRM закупки в различных вариациях.


Инвестирование в такое технологическое решение — это нередко значительные, но быстроокупаемые расходы.

 

Преимущества внедрения SRM системы:

  • Снижение трудозатрат на подготовку и исполнение закупочной деятельности. Высвобождение ценного времени руководителей и менеджеров по закупкам.

  • Упрощение цикла закупок как со стороны заказчика, так и на стороне поставщика благодаря работе через SRM площадки и другое интеграционное ПО. Сокращение материальных затрат на процесс закупок, сведение к минимуму риска неточностей, ошибок или неоперативного реагирования со стороны работников.

  • Максимизация результативности сотрудничества с поставщиками. Например, через удобные справочники и каталоги, доступные онлайн и в любое время. Либо благодаря Интернет-формам заявки на закупку.

  • Возможность оперативного сбора статистики и составления аналитических отчетов на основе данных, которые предоставляет система SRM на постоянной основе.

торговая площадка srm

Верная тактика стратегического управления взаимоотношениями с поставщиками (SRM площадка) похожа на искусство с изрядной долей креативности. Это непрерывный поиск возможностей для инноваций либо в развитии продукта, либо в улучшении процесса (например, при помощи SRM площадки или иного решения). И вместе с тем отказ от практики неумолимого сокращения расходов, которая преследует сообщество закупок. Производится их замена методиками увеличения результативности без ущемления интересов компании.


Внедрение SRM площадки — как сделать верный выбор?


Некоторые провайдеры предлагают собственные системы srm. Но зачастую закупщики, особенно крупные, уже имеют локальное ПО, которое интегрируется с основной электронной платформой (в случае с закупками – с ЭТП).

В качестве яркого примера подобной SRM площадки можно привести ЭТП «Фабрикант», а также B2B-Center, Сбербанк-АСТ и ЭТП Газпромбанка. По своей сути, каждая из них — это большая торговая площадка SRM с ориентацией на крупного заказчика и со сбором большой базы различных поставщиков. Вместе с тем существуют отдельные программы по аналогии с iTender SRM. Имея собственные достоинства и недостатки, данные решения подразумевают необходимость взаимодействия с локальной учетно-управленческой системой. А это, в свою очередь, может спровоцировать задержки в принятии решений.

Превосходный выход предлагает диджитализация, которая с каждым днем масштабнее проникает во все экономические секторы, включая B2B нишу. Благодаря чему полноценная система SRM закупки стала доступной для каждой компании. Причем, с относительно небольшой стоимостью и с коротким сроком развертывания. Так, предприятие может заказать создание комплексной системы на базе платформы AGORA с интеграцией SRM — для максимальной автоматизации в управлении закупками. Помимо быстрого документооборота онлайн и удобной работы с поставщиками, платформа в разы сокращает время на обработку заявок и дальнейшее управление контрактами.

Это открывает отменные перспективы для масштабирования бизнеса и увеличения прибыли. Тогда как поставщики получают круглосуточный удаленный доступ к выгодным закупкам, и отношения с ними выходят на абсолютно новый уровень. Достигается полное соответствие ключевым принципам правильной и результативной SRM площадки. Ощутимый и приятный сопутствующий результат — рост доходов и ускорение рабочих процессов.

Согласие на обработку персональных данных