Эволюционные процессы: изменение процедуры допуска к электронным торгам с 2020 года

14 января 2020 г.

Представители e-commerce зачастую совмещают деятельность в коммерческом секторе с участием в госзакупках. Ведь продукция и услуги большинства поставщиков подходят как для частных, так и для госзаказчиков. Но если участник совершает переход из коммерческого сектора в госчасть закупочной системы России, то он может столкнуться со сложностями.

Во-первых, необходимо изучить законодательство, регулирующее систему госзакупок, в том числе главный в обозначенной теме нормативно-правовой акт:

нормативно-правовой акт №44-ФЗ

Во-вторых, нужно получить допуск к секциям федеральных электронных торговых площадок (по 44-ФЗ) — пройти этап регистрации организации на сайте ЕИС (Единой информационной системы в сфере закупок 44 ФЗ и 223 ФЗ).

Представители редакции Единого портала Электронной подписи, являющегося бизнес-партнером "AGORA", расскажут об эволюционном процессе в области госзакупок, изменениях в процедуре допуска к ним участников с первого января 2020 года, а также представят подробное руководство по процедуре регистрации в ЕИС.
 

Нововведение


Стартовавший с 2019-го переходный этап в области госзакупок подошел к финишу, и уже в начале 2020-го процедура допуска к работе на федеральных ЭТП изменилась (в секции 44-ФЗ). Подробнее в следующем пункте "исторической справки".
 

Госзакупки: "Историческая справка"


Если провести параллель между становлением рынка электронных торгов в России и развитием жизни на Земле, то условно можно выделить 5 ключевых эр:
 

Архейская эра

— формирование планеты Земля, зарождение первой жизни: в глубине океанов и морей появляются простейшие и бактерии (~4,6 - 2,5 млрд лет назад), — в 1595 году, согласно утверждениям историков, появляется первый документ, содержащий сведения о закупках для нужд Российского государства.
 

Протерозойская эра

— формирование почвы, увеличение количества кислорода в воздухе, переход некоторых существ на аэробное дыхание (~2,5 млрд лет назад - 540 млн лет назад), — начало регулирования закупок сельхозпродукции, сырья и продовольствия для госнужд.

нормативно-правовой акт №53-ФЗ

Палеозойская эра

— бурный эволюционный процесс, возникают представители растений и животных, некоторые из которых начинают осваивать сушу, образование гор, формирование разных климатических зон, появление лесов и насекомых, опускание материков, вымирание многих видов и расцвет пресмыкающихся (~530 - 248 млн лет назад), — регламентированы действия федеральных заказчиков, правовые "пробелы" на региональном и муниципальном уровне размещения заказа, трудности с выстраиванием системы контроля.

нормативно-правовой акт №97-ФЗ

Мезозойская эра

— появление млекопитающих, разделение суши на континенты, господство цветковых растений, возникновение птиц (~248 - 65 млн лет назад), — изменения процесса размещения госзаказа, в том числе появление термина НМЦК (начальная (максимальная) цена контракта), распространение получает электронный аукцион, ограничено применение квалификационных критериев, разрешено прибегать к закрытым процедурам только для заказов, составляющих гостайну.

94-ФЗ

Кайнозойская эра

— развитие предков современных млекопитающих и людей (австралопитеков), формирование Альп, Гималаев, Анд, появление Homo sapiens (~65 млн лет назад - наши дни), — решение накопившихся проблем в законодательстве, которые уже невозможно было органично решить при помощи поправок, прогнозирование и планирование обеспечения муниципальных и госнужд, ведение закупок, мониторинг, контроль и аудит системы госзаказа согласно 44-ФЗ. Именно "кайнозойская эра" ознаменована появлением современной системы госзакупок.


Подробнее о "кайнозойской эре" электронных торгов.

 

Этап "Аккредитация на каждой ЭТП"


До прошлого года для получения доступа к участию в госзакупках необходимо было проходить аккредитацию на каждой отдельно взятой федеральной ЭТП. При подаче заявки нужно было приложить обширный перечень "бумаг", среди которых копии учредительных документов, выписка, решение или протокол об одобрении крупных сделок. Время ожидания участника составляло не менее 5 рабочих дней в независимости от того, каким будет вынесенное оператором площадки решение: положительное или отрицательное. Комментарии касательно того, насколько это было нерационально и трудоемко для всех участников процесса, излишни.
 

Этап "Централизация: Переходный период"


С начала 2019 года изменился механизм получения доступа к работе на площадках для госзакупок (ст. 24.2 44-ФЗ). Стоит отметить, что те, у кого аккредитация была действительна, могли продолжить участие в процедурах до конца года. Если же аккредитация заканчивалась, или участник получал доступ к одной или нескольким площадкам для госзакупок впервые, то необходимо было пойти по "новому пути". Сценарий получения допуска к торговым процедурам принял следующий "облик":
 

  • 1 шаг — руководитель компании создавал учетную запись в системе "Госуслуги", после подтверждения прикреплял к ней компанию;
  • 2 шаг — процесс регистрации компании на сайте ЕИС;
  • 3 шаг — представленные ранее данные организации автоматически передавались в базу Единого реестра участников закупок (ЕРУЗ);
  • 4 шаг — федеральные площадки самостоятельно аккредитовали участника.
     

Таким образом, время пользователей, которое отнимало прохождение процедуры регистрации и получения доступа, сократилось. "Старый способ" вынуждал ожидать 5 и более рабочих дней, тогда как процесс “аккредитации” начиная с 2019-го должен был завершаться не позже следующего трудового дня после дня прохождения регистрации участника в ЕИС.

 

Этап "Централизация"

С первых дней 2020-го заканчивается промежуточный период, и участие в процедурах по 44-ФЗ смогут принимать только зарегистрировавшиеся в ЕИС. Внесение столь глобальных корректировок не могло обойтись без накладок по технической части, которые чаще всего возникали на старте работы новой системы. Их примеры, порядок действий, проиллюстрированный скриншотами, представлены в публикации о процедуре регистрации участников закупок в ЕИС “Детальное руководство 2019-2020 гг", которую подготовила редакция портала iEcp.ru.
 

Попытка "нажиться" на регистрации в ЕИС

Ряд коммерческих организаций ввели в 2019 году платную услугу по регистрации в ЕИС, стоимость которой в среднем варьировалась от 5 000 до 10 000 рублей. Хотим обратить внимание читателей на то, что данная услуга:
 

  • не имеет ценности — все действия клиент может выполнить самостоятельно при помощи инструкции, представленной выше;
  • не гарантирует положительного результата — в независимости от того, проводится регистрация в ЕИС самостоятельно или для прохождения привлекается сторонняя организация, итог зависит от корректности данных компании, проходящей процедуру, и текущего технического состояния самой системы. Так, например, при запуске нового механизма в 2019 году читатели портала iEcp.ru неоднократно сталкивались с тем, что на одном из этапов не прикреплялась выписка из ЕГРН. Но эту проблему могла решить только служба поддержки ЕИС, которой пользователю следовало направить обращение, но никак не сторонняя коммерческая компания;
  • компрометирует данные — в случае если представитель компании удаленно подключается к рабочему месту клиента с активной электронной подписью (как того требует процедура прохождения регистрации), возникает риск компрометации персональных данных, закрытого ключа ЭП, пароля и прочего. Подобное нарушение базовых правил информационной безопасности может привести и к более глобальным и протяженным во времени хищениям посредством внедрения вирусной программы.
     

Редакция Единого портала Электронной подписи рекомендует участникам госзаказа самостоятельно проходить процедуру регистрации в ЕИС.
 

Автор: редакция Единого портала Электронной подписи iEcp.ru.

info@iecp.ru

Будьте в курсе изменений рынка электронных торгов, законодательных нововведений, появления продуктов, услуг, технологий, а также тематических комментариев и инструкций от экспертов.

Согласие на обработку персональных данных