В условиях стремительной цифровизации и роста объемов онлайн-торговли, понимание различий и особенностей между коммерческими и государственными закупками приобретает особую актуальность для современных участников рынка. Согласно последним исследованиям аналитического агентства Data Insight и платформы B2B-РТС, в 2024 году объем российского рынка цифровых закупок между бизнесом и государственными структурами достиг ₽65,8 трлн, а именно сегмент государственных закупок составляет более трети этой суммы — ₽22,98 трлн. Ожидается, что к 2030 году этот показатель вырастет до ₽45,7 трлн, при этом сегмент b2b-маркетплейсов и интернет-магазинов будет развиваться с среднегодовым темпом около 11,4%, что подтверждает тенденцию к активной цифровой трансформации рынка.
Эта динамика подчеркивает важность глубокого знания отличий, регуляторных требований и подходов к проведению различных видов закупок. Государственные процедуры четко регламентированы федеральными законами №44-ФЗ и №223-ФЗ, предъявляющими особые требования к прозрачности, конкуренции и срокам. В то время как коммерческие закупки отличаются большей гибкостью, возможностями для индивидуальных условий и инновационных форм сотрудничества. Неправильное понимание или неправильное применение процессов может привести к юридическим рискам, потерям доверия со стороны партнеров и значительным финансовым последствиям.
В этой статье мы подробно рассмотрим ключевые различия между государственными и коммерческими закупками, особенности их проведения и роль цифровых технологий в повышении эффективности и прозрачности процессов. Такой анализ позволит поставщикам и заказчикам более успешно ориентироваться в условиях современного рынка, соблюдать нормативные требования и достигать стратегических целей в условиях постоянной технологической эволюции.
Ключевые отличия коммерческих закупок от государственных
Понимание различий между коммерческими и государственными закупками важно для эффективного взаимодействия участников рынка и правильного выбора стратегии. Государственные закупки регламентированы строгими нормативами, обеспечивают прозрачность и открытость процедур, а также ориентированы на поддержку внутреннего рынка и защиты отечественных производителей. В то время как коммерческие закупки характеризуются большей гибкостью, быстрым реагированием и индивидуальным подходом, что позволяет бизнесу более оперативно адаптироваться к рыночным условиям.
1. Цели закупочной деятельности
- Государственные закупки: основной целью является эффективное расходование государственных бюджетных средств в интересах населения, обеспечение государственных нужд и выполнение социальных обязательств. Государственные закупки проводятся по 223 и 44-ФЗ, тут важна прозрачность и соблюдение законодательства, чтобы исключить коррупцию и неправомерность.
Важно взять во внимание, что с 1 января 2025 года в системе государственных закупок произошли значительные изменения, связанные с внедрением единого механизма национального режима по Федеральному закону №223-ФЗ. Для 44-ФЗ и 223-ФЗ введены единые правила и условия допуска товаров, работ и услуг (далее – «ТРУ»), направленные на защиту отечественных производителей и рынка. В рамках этих нормативных актов закреплен принцип равных возможностей для российских и иностранных товаров и поставщиков, за исключением ТРУ, подпадающих под действие национального режима. Постановление Правительства РФ №1875 унифицировало правилаподдержки российских производителей, установив три ключевых инструмента: полный запрет на закупку иностранных товаров из Приложения №1, ограничение на закупки из Приложения №2 при наличии российских аналогов, а также предоставление преимущества российским товарам — снижение ценовых предложений на 15%. Ключевым достижением реформы стала унификация национального режима — теперь правила поддержки российских производителей действуют одинаково как в государственных закупках по 44-ФЗ, так и в корпоративных закупках по 223-ФЗ. Важной новацией стал реестр российской промышленной продукции Минпромторга, включение в который стало критически важным для получения преференций. Он обеспечивает автоматическое подтверждение происхождения, доступ ко всем преференциям и минимальный документооборот, что значительно повышает конкурентоспособность российских участников. Эти нововведения существенно меняют структуру государственных закупок, усиливая внутренний рынок и сокращая долю иностранных поставщиков.
- Коммерческие закупки: в первую очередь направлены на достижение бизнес-целей компании — снижение затрат, повышение качества товаров и услуг, увеличение прибыли и укрепление конкурентной позиции. Гибкость и скорость проведения процедур играют ключевую роль.
2. Регламентирующая база и регулирование
- Государственные закупки:
- Подчиняются строгому нормативно-правовому регулированию на федеральном уровне, главным образом законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.
- Процедуры регулируются жесткими правилами, обеспечивающими равную конкурентную среду, прозрачность и открытость.
- Проводятся на специально предназначенных аккредитованных федеральных или региональных электронных площадках, что обеспечивает публичность и контроль со стороны государственных органов.
- Коммерческие закупки:
- Основаны на внутренней политике и регламентах компаний, зачастую не требуют обязательного соответствия федеральным законам.
- Могут проводиться на более чем 300 специализированных площадках, а также через прямые договоры и корпоративные тендеры.
- Имеют меньшую юридическую регламентацию, что позволяет быстрее реагировать на изменения и гибко управлять условиями.
3. Процедуры и критерии отбора
Государственные закупки отличаются строгой регламентированностью и прозрачностью. Они проводятся через конкурсы, аукционы и другие открытые процедуры, которые предусматривают объективный отбор поставщиков на основе таких критериев, как цена, качество, сроки исполнения и соответствие техническим требованиям. В рамках этих процедур важно обеспечить равные условия для всех участников, что способствует повышению конкуренции и снижению коррупционных рисков.
Коммерческие закупки характеризуются высокой гибкостью и индивидуальным подходом. Они часто проводятся в форме прямых договоров, тендеров или иных корпоративных методов, причем условия и параметры таких закупок согласовываются непосредственно между заказчиком и поставщиком. В таких случаях основной акцент делается на оперативность и максимальную выгоду для бизнеса.
4. Подготовка документации
Госзакупки нацелены на эффективное и прозрачное расходование средств из госбюджета и предотвращение коррупции. Документация здесь максимально регламентирована.
Спецификации и технические задания:
- Чрезвычайно высокий уровень детализации. Каждая характеристика, параметр, размер, материал, требования к качеству и производительности должны быть четко прописаны. Это необходимо, чтобы избежать двусмысленности и минимизировать коррупционные риски.
- Функциональные и эксплуатационные характеристики. Заказчик должен описывать не конкретный бренд или модель, а функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные показатели.
- Обоснование. Любые специфические требования, которые могут ограничить конкуренцию, должны быть тщательно обоснованы.
- Ответственность. За ненадлежащее составление ТЗ и спецификаций предусмотрена административная ответственность.
Условия контракта:
- Строгое соответствие закону. Все условия контракта должны строго соответствовать положениям федерального законодательства (44-ФЗ).
- Обязательные положения. Порядок и сроки оплаты, приемки, ответственность сторон (штрафы, пени), условия обеспечения исполнения контракта, его изменения и расторжения.
- Цена. Является твердой и определяется на весь срок исполнения, за исключением некоторых случаев, прямо предусмотренных законом.
- Прозрачность: Все условия публикуются в Единой информационной системе (ЕИС) и доступны для ознакомления любому желающему.
Коммерческие закупки нацелены на достижение бизнес-целей предприятия: снижение издержек, повышение качества, своевременное получение товаров/услуг и максимизацию прибыли. Документация здесь гораздо более гибкая и ориентирована на практическую целесообразность.
Спецификации и технические задания:
- Гибкость детализации. Уровень детализации зависит от критичности закупки для коммерческой деятельности. Для сложных или высокотехнологичных товаров/услуг ТЗ может быть очень подробным.
- Возможность указания бренда. Компания может напрямую указывать предпочтительный бренд, модель или производителя, если это обосновано бизнес-потребностями (например, совместимость с существующим оборудованием, предпочтения клиентов, опыт эксплуатации).
- Фокус на ценности. Акцент делается на то, как товар/услуга решит бизнес-задачу, а не только на соответствие формальным параметрам.
- Использование стандартов. Могут использоваться отраслевые, корпоративные или международные стандарты без необходимости их детального обоснования.
Условия контракта:
- Высокая гибкость и переговорный процесс. Условия договора гораздо более гибкие и являются предметом переговоров между заказчиком и поставщиком.
- Ключевые коммерческие условия. Основное внимание уделяется ценообразованию, скидкам, бонусам, условиям поставки, графикам платежей, гарантиям, условиям сервисного обслуживания.
- Индивидуальный подход. Условия часто адаптируются под конкретного поставщика или специфику сделки, включая долгосрочные отношения, эксклюзивность и т.д.
- Штрафные санкции. Штрафы и пени устанавливаются по согласованию сторон, исходя из оценки рисков и потенциальных убытков.
- Партнерство. Победа в коммерческом тендере может стать стартом долгосрочного партнёрства между поставщиком и компанией-закупщиком.
- Конфиденциальность. Условия могут быть закрытыми, и компания не обязана публиковать их детали.
- Рамочные договоры. Они позволяют гибко работать с одним поставщиком по нескольким заказам.
Таким образом, если документация для госзакупок — это юридически выверенный, строгий и публичный документ, призванный защитить бюджетные средства и обеспечить честную конкуренцию, то для коммерческих закупок это — гибкий инструмент, направленный на достижение оптимальных бизнес-результатов с учетом специфики компании и рынка.
Тренды 2025 года в государственных и коммерческих электронных закупках
- Рост авансирования в закупках строительного инструмента и дорожной техники
С 2025 года в рамках специального перечня по постановлению правительства РФ № 2411 от 24 декабря 2022 года заказчики обязаны устанавливать аванс не менее 80% от начальной цены контракта. В перечень включены 35 позиций строительно-дорожной техники, включая самоходные грейдеры, фронтальные одноковшовые погрузчики, снегоочистители и ряд сопутствующих машин. Изменение усиливает финансовую дисциплину закупочных процедур и влияет на оборот денежных средств участников торгов. - Тренд импортозамещения и усиление механизмов национального режима
Как мы говорили ранее в этой статье, одной из ключевых тенденций 2025 года является активное развитие механизмов национального режима. С 1 января введена унификация подходов к национальному режиму в закупках, результатом чего стало приведение норм 44-ФЗ и 223-ФЗ к единым рамкам. Основной фокус направлен на поддержку отечественных производителей, что, в свою очередь, упрощает участие поставщиков за счет сокращения объема нормативной документации, подлежащей сверке. Заказчики обязаны формулировать объекты закупки с использованием характеристик российских товаров. Это создает значительные конкурентные преимущества для поставщиков, чья продукция имеет отечественное происхождение, и способствует усилению локального производственного сектора. - Новые требования к отчетности и прозрачности закупок
С 2025 года заказчики, действующие в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, обязаны ежегодно формировать и размещать в Единой информационной системе (ЕИС) отчетность о закупках отечественной продукции. Отчетность подается до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом. В отношении закупок оборонной отрасли требования к размещению сведений в ЕИС не применяются; данные передаются непосредственно в уполномоченный государственный орган. Формирование сведений регламентировано постановлением правительства РФ № 1875. - Развитие сферы закупок малого объема: новые возможности для бизнеса
В 2025 году объем закупок малого объема (ЗМО) прогнозируется на уровне около 1 трлн. рублей. Правительством принята концепция развития ЗМО, включающая создание унифицированного каталога товаров и выбор информационных систем для осуществления малых закупок. Эти меры делают ЗМО более доступными и конкурентными, что открывает перспективы для малого и среднего бизнеса и стимулирует участие новых игроков в государственных торгах. - Пропорции объема и числа процедур: тенденция к укрупнению закупок
Наблюдается рост общего объема закупок при одновременном сокращении числа процедур. По данным Минфина за I квартал 2025 года совокупная сумма закупок увеличилась примерно на 17% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, тогда как число проведённых торгов снизилось примерно на 1%. Это свидетельствует о перераспределении закупок в сторону крупных контрактов и возрастании средней стоимости закупок. Географически регионы остаются ведущими заказчиками, охватывая свыше 90% всех процедур; федеральные заказчики размещают менее десяти процентов закупок. - Эволюция форматов конкуренции и ограничение доминирования электронной аукционной площадки
Электронный аукцион сохраняет статус одного из главных инструментов отбора поставщиков, однако его относительная доля постепенно снижается. Объемы и число закупок через электронные аукционы снизились на двузначные проценты (порой двигаются в диапазоне около 13% по числу и 2% по объему). В то же время возросла привлекательность альтернативных механизмов закупок: закупки через электронные запросы котировок увеличились примерно на 21% в количестве и на 43% в обороте; использование электронных магазинов — согласно части 12 ст. 93 закона 44-ФЗ — ростом примерно на 72% по числу закупок и 69% по сумме контрактов. Эти изменения во многом связаны с действующим законодательством, включая поправки Федерального закона № 154-ФЗ от 28 апреля 2023 года, расширяющие диапазон упрощённых электронных процедур. - Конкурентная среда и динамика участия: рост малого бизнеса и самозанятых
Несмотря на некоторую деградацию конкуренции в целом, общее число участников в закупках растёт — примерно на 11%. Особенно заметен рост числа самозанятых, который достигает порядка 41%. МСП сегодня составляют около 78% от общего числа поставщиков, что подчеркивает эффективность мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в системе закупок. Эти тенденции свидетельствуют о более широкой диверсификации поставщиков и о потенциале для устойчивого развития предпринимательского сектора в рамках госзаказов.
Актуальные решение AGORA для автоматизации процессов проведения тендеров и закупок
Несмотря на существование регламентов проведения закупок через аккредитованные электронные торговые площадки (ЭТП) для компаний с госучастием, многие организации предпочитают реализовывать закупочные процессы в собственных информационных системах, параллельно интегрируя их с аккредитованными площадками. Такой подход позволяет сочетать формальные требования к прозрачности и конкурентности торгов на ЭТП с гибкостью и скоростью обработки данных внутри корпоративной среды. В рамках интеграции компании используют аккредитованные ЭТП для проведения торгов, а затем передают результаты — данные о поставщиках, условия контракта и итоги тендера — обратно в свои системы. Это обеспечивает единый контроль над закупками, сохранение конфиденциальности критически важной информации и ускорение управленческих решений за счет синхронизации внешних процедур торгов с внутренними процессами.
Для компаний с госучастием и коммерческих организаций доступен пул интегрируемых решений, которые позволяют выстроить сквозную цифровую цепочку закупок — от инициации потребности до исполнения контракта и анализа поставщиков. Ниже приведены ключевые продуктовые блоки и их роль в архитектуре управления закупками.
ЭТП (собственная электронная торговая площадка) - реализация внутренней ЭТП на базе модульной платформы обеспечивает автоматизацию всех этапов тендерного цикла: публикация лотов, прием заявок, проведение аукционов, автоматический подсчет котировок и формирование протоколов. Ключевые эффекты решения:
- консолидация master‑data поставщиков и каталогов товаров/услуг в единой системе, что повышает качество данных и уменьшает число дублирующих операций;
- гибридная интеграция с аккредитованными внешними ЭТП: инициированные внутри компании процедуры могут автоматически «выгружаться» на аккредитованные площадки для проведения тендеров по требуемым регламентам, а результаты торгов (итоги, участники, условия контрактов) — синхронизироваться обратно в корпоративную систему через API;
- обеспечить прозрачность и мониторинг на всех этапах — от предварительной квалификации поставщиков до подписания контрактов и контроля исполнения;
- комбинировать внутренние и внешние каналы: часть процедур проводится на внутренней площадке для оперативности и сохранения коммерческой информации, критичные по регламенту — на аккредитованных ЭТП с автоматической передачей результатов;
- снизить операционные риски благодаря автоматическим проверкам на соответствие требованиям compliance и контрольным точкам аудита.
P2P (Procure-to-Pay) — сквозной модуль управления операционными закупками. После того, как торги проведены и данные о поставщиках и результатах тендеров синхронизированы из внешней ЭТП во внутренний контур, начинается автоматизация операционной части закупочной функции в P2P‑системе. P2P обеспечивает управление полным циклом — от формирования потребности до оплаты и сверки приемки — и служит связующим звеном между ERP (финансы, склад) и ЭТП (тендерная логика), а также является частью полноценной SRM системы.
- Роли и согласования: гибкая модель разграничения прав с настройкой правил рабочих процессов для делегирования, эскалаций и ведения истории действий, чтобы обеспечить разделение обязанностей и соблюдение внутреннего контроля.
- Формирование заявки и каталоги: создание заявки на закупку из единого каталога, поддержка выхода во внешние каталоги, автоматическое подставление контрактных цен, проверки по бюджетам и санкционным спискам, и механизм поэтапного согласования.
- Финансы, электронный документооборот и аналитика: интеграция с ERP для контроля бюджетов и формирования платежных поручений, хранение документов с электронной подписью в системе документооборота, дашборды по ключевым показателям.
SRM — система управления поставщиками и стратегическими закупками, автоматизирующая взаимодействие с контрагентами на всех этапах закупочного цикла: от верификации и планирования до проведения тендеров, управления договорами и передачи данных в операционную P2P‑систему. К ключевым элементам SRM можно отнести:
- Управление поставщиками и соответствие требованиям: централизованная база поставщиков с процедурами верификации, квалификации, мониторинга рисков и проверок на соответствие (compliance), хранением лицензий, сертификатов и истории взаимодействий.
- Стратегическое планирование и организация тендеров: планирование потребностей и бюджетов, запуск конкурентных процедур, сбор и оценка предложений, выбор победителя и управление распределёнными поставками; поддержка интеграции с аккредитованными внешними торговыми площадками для публикации тендеров и импорта результатов.
- Договорная работа и электронный документооборот: автоматизированное создание типового договора по результатам закупки на основе шаблонов, поэтапное согласование и подписание документов, хранение версий и привязка договоров к условиям закупки и платежам.
- Каталоги и нормализация НСИ: нормализация нормативно‑справочной информации, управление punch‑in / punch‑out каталогами, запросы на добавление/изменение позиций с поэтапным согласованием и синхронизация справочников.
- Операционные закупки (P2P): формирование и согласование заявок на закупку, учет лимитов и бюджетов, проведение полной или частичной приемки и подписание закрывающих документов.
Хотя государственные закупки накладывают более жесткие требования к форматам проведения процедур и ориентированы на прозрачность и соблюдение регламентов, компании способны внедрять управляемые системы для оптимизации процессов закупок и повышения операционной эффективности.
В коммерческих закупках, напротив, такие информационные и технологические решения становятся критически важным программным обеспечением: в условиях жесткой конкуренции автоматизация закупок сокращает время производственных циклов, повышает гибкость цепочек поставок и позволяет оперативно реагировать на рыночные изменения. В итоге эффективные ИТ-решения становятся общим инструментом конкурентного преимущества как для госзаказчиков, так и для корпоративных участников рынка.
Если хотите подробнее узнать о решениях на базе AGORA, оставьте заявку — с вами свяжется менеджер.